СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Русский язык для 8 класса
русский язык–8
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Задания 15. Определение предложения с обособленным определением

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 15 № 16

Среди предложений 6−8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


Текст 2

(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

(б)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.

 

(По К. И. Чуковскому)

(6)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи.

1
Задание 17 № 1

Среди предложений 4−6 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.


2
Задание 7 № 8

Определите и запишите основную мысль текста.


3
Задание 8 № 9

Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.


4
Задание 9 № 10

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение биография слова (биографии слов) из предложения 2. Запишите ответ.


5
Задание 10 № 11

В предложениях 12−14 найдите слово с лексическим значением «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Выпишите это слово.


6
Задание 11 № 12

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) утверждаешься в мысли

2) непрерывного роста

3) слова отмирают

4) произносятся по-другому


7
Задание 12 № 13

Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.


8
Задание 13 № 14

Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.


9
Задание 14 № 15

Среди предложений 8−10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.


10
Задание 16 № 17

Среди предложений 11−13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


2
Задание 15 № 32

Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


Текст 2

(1)И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его «блуждающую судьбу», — всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. (2)Этот художник — сам Пушкин.

(3)После окончания лицея в 1817 году поэт стал готовить для печати сборник своих стихов. (4)Приблизительно к этому же времени относят ис-следователи и один из первых автопортретов поэта, так называемый «портрет в круге». (5)Автопортрет разительно не похож на все изображения, которые были тогда в моде и прилагались обычно к томикам стихов и поэм. (6)Весьма далек автопортрет и от гравированного Гейтманом. (7)Не оставляет мысль, что уже тогда Пушкин подчеркнуто хотел предстать перед публикой самим собой, а не походить на расхожие стереотипы; хотел чтоб увидели его Пушкиным, а не Байроном.

(8)Пушкин, безусловно, великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. (9)Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. (10)Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. (11)Есть портреты, где он старается как бы заглянуть вперед, представив облик своей старости. (12)Есть шутливые, смешные изображения.

(13)Очень важно знать, в каком месте пушкинской рукописи находится автопортрет. (14)Рисунки в пушкинских рукописях не сами по себе: они как бы часть творческой работы поэта. (15)Нередко одни и те же раздумья рождают поэтическую строку и портрет на полях.

 

 

(По К. И. Чуковскому)

(1)И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его «блуждающую судьбу», — всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге.

1
Задание 7 № 24

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 8 № 25

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.


3
Задание 9 № 26

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «раздумья рождают строку» из предложения 15. Запишите ответ.


4
Задание 10 № 27

В предложениях 1−3 найдите слово с лексическим значением «странствия». Выпишите это слово.


5
Задание 11 № 28

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Блуждающую судьбу

2) Художник всматривался

3) Не похож разительно

4) Предстать перед публикой


6
Задание 12 № 29

(2)Этот художник — сам Пушкин.

Предложение двусоставное, подлежащее и сказуемое в нём выражены именами существительными.

Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.


7
Задание 13 № 30

Определите тип односоставного предложения, которое находится в составе сложного предложения 13. Запишите ответ.


8
Задание 14 № 31

Среди предложений 8−10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.


9
Задание 16 № 33

Среди предложений 10−13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


10
Задание 17 № 34

Среди предложений 12−14 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

 

[сказуемое определение, определение подлежащее].

 

Выпишите номер этого предложения.


3
Задание 15 № 49

Среди предложений 5−7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


Текст 2

(1)Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. (2)У взрослого это чувство подобно большой реке. (3)Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. (4)Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. (5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (6)Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.

(7)Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. (8)Это, бесспорно, могучая сила памяти. (9)Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. (10)Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (11)Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.

(12)Мы часто говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо беречь. (13)Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.

(14)Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (15)Наш общий дом — Родина, — богатея, должен оставаться прекрасным во всех его уголках. (16)Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

 

(по В. Пескову, 228 слов)

(5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка.

1
Задание 7 № 41

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 8 № 42

Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.


3
Задание 9 № 43

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «чувство родины прорастает» из предложения 5. Запишите ответ.


4
Задание 10 № 44

В предложениях 3−4 найдите слово с лексическим значением «начало». Выпишите это слово.


5
Задание 11 № 45

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Прорастает из зёрнышка

2) Нашей культуры

3) Видишь частенько

4) Всё начинается


6
Задание 12 № 46

Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.


7
Задание 13 № 47

Определите тип односоставного предложения под номером 8. Запишите ответ.


8
Задание 14 № 48

Среди предложений 7−9 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.


9
Задание 16 № 50

Среди предложений 14−16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


10
Задание 17 № 51

Среди предложений 6−9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

 

[сказуемое подлежащее, подлежащее].

 

Выпишите номер этого предложения.


4
Задание 15 № 66

Среди предложений 10−11 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


Текст 2

(1) Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. (2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. (3)Поэтому видеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-черного жеребца. (4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. (5)От подобного понимания жизни зависит многое. (6)Для одного плохие обстоятельства — это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого — стремление превзойти, одолеть несчастья. (7)И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого — Александр Васильевич Суворов.

(8)Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! (9)Нет трудностей, наступает деградация личности. (10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением черных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй.

(11)Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. (12)Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное.

(13)Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей  — дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться. (14)Легко жить нельзя!

 

(по Ю. Андрееву, 248 слов)

(10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением черных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй.

1
Задание 7 № 58

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 8 № 59

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.


3
Задание 9 № 60

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «впадать в панику» из предложения 4. Запишите ответ.


4
Задание 10 № 61

В предложениях 7−8 найдите слово с лексическим значением «запланировала, настроила на определённый план действий». Выпишите это слово.


5
Задание 11 № 62

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Жизнь состоит

2) Состоит из противоречий

3) Угольно-чёрного жеребца

4) Преодолевать постоянно


6
Задание 12 № 63

Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.


7
Задание 13 № 64

Определите тип односоставного предложения под номером 14. Запишите ответ.


8
Задание 14 № 65

Среди предложений 11−13 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.


9
Задание 16 № 67

Среди предложений 3−5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


10
Задание 17 № 68

Среди предложений 7-9 найдите сложное предложение, в составе которого есть предложение, соответствующее данной схеме:

 

[сказуемое определение, определение подлежащее].

 

Выпишите номер этого предложения.


5
Задание 15 № 83

Среди предложений 2−4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


Текст 2

(1) Когда Архимед, один из самых великих людей в истории человечества, один из немногих, кому посчастливилось реально раскрыть ту внутреннюю исполинскую энергию, которая, практически нетронутая, дремлет в каждом человеке, когда Архимед увидел тень занесенного над ним меча, он гневно закричал: (2)«Не тронь моих чертежей!» (3)И римский воин, животное в образе человека, оторопев вначале от этой дерзости, зарубил Человека мечом.

(4)В неожиданной ситуации человек проявляет то, что составляет его обычно скрытую суть. (5)Заметив рядом с собой тень угрожающего смертью оружия, великий житель Сиракуз кинулся защитить прежде всего не свою жизнь, но дело своей жизни.

(6)Почему Архимед так сказал перед смертью? (7)Почему во все времена люди ценили мужество, дерзание, благородство, приоритет дела над сытым довольством, даже над собственной жизнью? (8)Чтобы ответить на этот вопрос, чтобы понять, почему с тонущего корабля сильные мужчины спасают в первую очередь детей и женщин, а не самих себя, надо еще и еще раз вернуться к тому, что жизнь человека и счастье человека — это чело-веческая жизнь и человеческое счастье.

(9)Если выйти за каноны строгих формулировок и сказать попросту, то истинно по-человечески может быть счастлив лишь тот, кто способен отдавать больше, чем брать. (10)Этот закон: отдавать больше, чем брать, я думаю, и есть тот основной закон человеческой эволюции, благодаря которому человечество и движется вперед в нравственном отношении, хоть и с зигзагами, подчас гораздо медленнее, чем хотелось бы.

 

(по Ю. Андрееву, 218 слов)

(2)«Не тронь моих чертежей!»

1
Задание 7 № 75

Определите и запишите основную мысль текста.


2
Задание 8 № 76

Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.


3
Задание 9 № 77

Определите, каким средством языковой выразительности является слово «исполинская» (энергия) из предложения 1. Запишите ответ.


4
Задание 10 № 78

В предложениях 7-8 найдите слово с лексическим значением «стремление, желание действий». Выпишите это слово.


5
Задание 11 № 79

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Собственной жизнью

2) Выйти и сказать

3) Раскрыть реально

4) Закон эволюции


6
Задание 12 № 80

Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.


7
Задание 13 № 81

Определите тип односоставного предложения под номером 2. Запишите ответ.


8
Задание 14 № 82

Среди предложений 8−10 найдите предложение с вводным предложением, выпишите вводное предложение. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.


9
Задание 16 № 84

Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


10
Задание 17 № 85

Среди предложений 3−5 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

 

[подлежащее сказуемое дополнение, но дополнение].

 

Выпишите номер этого предложения.


Пройти тестирование по этим заданиям