Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д5 C5 № 1906
i

(1)Пер­вая биб­лио­те­ка  — это книж­ное со­бра­ние Яро­сла­ва, сына кре­сти­те­ля Руси Вла­ди­ми­ра. (2)Мы не знаем, с каких лет и где он начал со­би­рать книги. (3)Но, чтобы стать за­чи­на­те­лем на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния своей стра­ны, надо было ро­дить­ся книж­ни­ком, сыз­ма­ла про­явить лю­бовь к чте­нию. (4)Этим на­клон­но­стям спо­соб­ство­ва­ла врождённая хро­мо­та кня­жи­ча, бу­ду­ще­го хо­зя­и­на за­вид­ных вла­де­ний: коль не суж­де­но быть ему во­и­ном, как деду Свя­то­сла­ву, то ста­нет во мне­нии на­род­ном муд­рым пра­ви­те­лем. (5)И стал. (6)По­том­ки на­рек­ли пер­во­го биб­лио­фи­ла своей ис­то­рии, пер­во­го со­би­ра­те­ля книг Муд­рым. (7)Он и для нас сей­час, спу­стя много лет после того, как на­сле­до­вал ве­ли­кое кня­же­ние, Яро­слав Муд­рый.

(8)Пока был жив отец, Яро­слав пра­вил сна­ча­ла в Ро­сто­ве, потом в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. (9)Во вто­ром по зна­че­нию граде дер­жа­вы Рю­ри­ко­ви­чей на Вол­хо­ве-реке близ озера Иль­мень им были ос­но­ва­ны пер­вая в стра­не школа и кни­го­пис­ная ма­стер­ская, где были со­бра­ны под одной кры­шей ещё и по­до­бие из­да­тель­ства и пе­ре­плётной ма­стер­ской. (10)Там пе­ре­во­ди­лись на цер­ков­но-сла­вян­ский и древ­не­рус­ский языки ру­ко­пи­си, до­став­лен­ные из Ца­рь­гра­да. (11)Им не было цены, их хра­ни­ли как зо­ло­той запас в надёжных по­ме­ще­ни­ях, не­до­ступ­ных для огня и лихих людей, с них не спус­ка­ли глаз. (12)Хра­ни­ли­ще и было про­об­ра­зом биб­лио­те­ки.

(13)За­гля­нем мыс­лен­ным взо­ром в ки­ев­скую биб­лио­те­ку Яро­сла­ва Муд­ро­го. (14)Ви­ди­мо, ле­то­пис­цы не от­ли­ча­лись мно­го­сло­ви­ем. (15)Де­сять веков назад их за­ин­те­ре­со­ван­ный взгляд не­дол­го оста­нав­ли­вал­ся на столь малом объ­ек­те, как по­ме­ще­ние, в ко­то­ром хра­ни­лись ре­зуль­та­ты мир­но­го труда пе­ре­пис­чи­ков и ав­то­ров ори­ги­наль­ных со­чи­не­ний. (16)Тогда вся муд­рость мира, пе­ре­ра­бо­тан­ная хри­сти­ан­ской мыс­лью ви­зан­тий­ских муд­ре­цов, вме­ща­лась всего в не­сколь­ко сотен, от силы  — в ты­ся­чу томов. (17)Их из­го­тав­ли­ва­ли лю­бов­но, мед­лен­но, тща­тель­но. (18)Пе­ре­но­си­ли на чи­стые пер­га­мент­ные листы ста­рин­ные тек­сты ду­хов­но­го и, реже, свет­ско­го со­дер­жа­ния, оши­ба­ясь в пе­ре­во­дах, до­мыс­ли­ва­ли утра­чен­ное. (19)Листы со­би­ра­ли, сши­ва­ли в блоки-тет­ра­ди. (20)Книж­ный блок об­ре­тал бо­га­тый пе­ре­плёт. (21)Ру­ко­пис­ные книги ста­но­ви­лись выс­шей ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной цен­но­стью.

 

(По С. Со­ку­ро­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 3-го аб­за­ца тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Как со­зда­ва­лись книги во вре­ме­на Яро­сла­ва Муд­ро­го. ИЛИ Как со­зда­ва­лась биб­лио­те­ка Яро­сла­ва Муд­ро­го. ИЛИ В биб­лио­те­ке Яро­сла­ва Муд­ро­го были со­бра­ны ру­ко­пис­ные книги ду­хов­но­го и, реже, свет­ско­го со­дер­жа­ния, со­здан­ные книж­ни­ка­ми-пе­ре­пис­чи­ка­ми лю­бов­но, мед­лен­но, тща­тель­но на чи­стых пер­га­мент­ных ли­стах, сши­тых в блоки-тет­ра­ди

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Мик­ро­те­ма опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но один- два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 8 класс 2020 год. Ва­ри­ант 3
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д4 C4 № 1905
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д6 C6 № 1907
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово за­вид­ных в сло­во­со­че­та­нии за­вид­ных вла­де­ний из пред­ло­же­ния 4. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д7 № 1908
i

В пред­ло­же­ни­ях 15–17 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «глу­бо­кий ум, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный опыт». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д10 C10 № 1909
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  мыс­лен­ным взо­ром

2)  на­зы­ва­ли тогда

3)  со­би­рать книги

4)  Яро­слав пра­вил


5
Тип Д3 № 1910
i

Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


6
Тип Д4 № 1911
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 13. За­пи­ши­те ответ.


7
Тип Д13 C13 № 1912
i

Среди пред­ло­же­ний 13−15 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д11 C11 № 1913
i

Среди пред­ло­же­ний 15−17 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 1914
i

Среди пред­ло­же­ний 17−19 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 1915
i

Среди пред­ло­же­ний 19−21 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.