(1)З..поведный листве(н,нн)ый лес на реке Усмани ра(з/с)кинулся на гр..ниц.. донских ст..пей. (2)Он густой и в..личестве(н,нн)ый (не)пр..рывно шумит нав..вая пр..хладу. (3)С ра(з/с)света до т..мноты лес п..свист..ва..т щ..лка..т и звенит. (4)В нём живут разные птицы синицы и щеглы малиновки и иволги. (5)А за лесом открыва..т..ся бе(з/с)крайняя степь р..скинувшаяся до горизонта. (6)(В)дали видны мельниц.. маш..щие крыл..ями на т..инстве(н,нн)ых курганах.
(7)Но (с)начал.. конечно открыва..т..ся бе(з/с)к..нечное степное небо с гр..мадами бел..снежных обл..ков. (8)Тень от них (из)редк.. медле(н,нн)о пр..плыва..т то тут то там по пусты(н,нн)ой степи. 4 (9)Можно долго идти в этой тени (не)отст..вая от неё и прячась от п..лящ..го солнца.
(10)В степи (не)далеко от стари(н,нн)ого липового парка з..росш..го дикой малиной п..блёск..ва..т в (не)большой балк.. река Каменка. (11)По поверхност.. воды шныряют водя(н,нн)ые пауки а на б..регах с..дят и (ни)как (не)могут о..дышат..ся от (полу)де(н,нн)ой жары со(н,нн)ые л..гушки.
(12)Я з..кинув удочки присел на б..регу Каменки.
(По К. Паустовскому)
Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
Он, густой и величественный, непрерывно шумит, навевая прохладу.
Ответ: он шумит.
Определите вид односоставного предложения 9. Запишите ответ.
(9)Можно долго идти в этой тени, не отставая от неё и прячась от палящего солнца.
В безличном предложении невозможно представить действующее лицо и вставить подлежащее.
Ответ: безличное.
Среди предложений 1–3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
(3)С рассвета до темноты лес посвистывает, щёлкает и звенит.
Ответ: 3.
Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Заповедный лиственный лес на реке Усмани раскинулся на границе донских степей. (2)Он, густой и величественный, непрерывно шумит, навевая прохладу. (3)С рассвета до темноты лес посвистывает, щёлкает и звенит. (4)В нём живут разные птицы: синицы и щеглы, малиновки и иволги. (5)А за лесом открывается бескрайняя степь, раскинувшаяся до горизонта. (6)Вдали видны мельницы, машущие крыльями на таинственных курганах.
(7)Но сначала, конечно, открывается бесконечное степное небо с громадами белоснежных облаков. (8)Тень от них изредка медленно проплывает то тут, то там по пустынной степи. (9)Можно долго идти в этой тени, не отставая от неё и прячась от палящего солнца.
(10)В степи, недалеко от старинного липового парка, заросшего дикой малиной, поблёскивает в небольшой балке река Каменка. (11)По поверхности воды шныряют водяные пауки, а на берегах сидят и никак не могут отдышаться от полуденной жары сонные лягушки.
(12)Я, закинув удочки, присел на берегу Каменки.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) разные птицы
2) он шумит
3) долго идти
4) присел на берегу
Подчинительными словосочетаниями являются 1, 3, 4.
1) долго идти — управление;
2) присел на берегу — примыкание;
3) окраска и форма — не является с/чет., грам. основа;
4) разные птицы — согласование.
| Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|
| Определение словосочетаний | |
| Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
| Правильно выписаны два словосочетания | 1 |
| Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
| Дан правильный ответ в определении вида связи в трёх словосочетаниях | 3 |
| Допущена одна ошибка в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в двух выписанных словосочетаниях | 2 |
| Допущены две ошибки в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в одном из двух выписанных словосочетаний | 1 |
| Допущены три ошибки. ИЛИ Правильно определён вид связи только в одном выписанном словосочетании. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 5 |
Среди предложений 6–8 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 6;
(6)Вдали видны мельницы, машущие крыльями на таинственных курганах.
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного и завершает предложение.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 2 |
| Дано правильное неполное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 2;
(2)Он, густой и величественный, непрерывно шумит, навевая прохладу.
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в конце предложения и поэтому выделяется с одной стороны запятой.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 5–7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: конечно (предложение 7);
2) подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: несомненно, безусловно, естественно.
Могут быть подобраны другие синонимы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Определение вводного слова | |
| Правильно выписано вводное слово | 1 |
| Неправильно выписано вводное слово ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| 2. Подбор синонима к вводному слову | |
| Правильно подобран синоним | 1 |
| Неправильно подобран синоним ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выполните синтаксический анализ предложения 8.
Тень от них изредка медленно проплывает то тут, то там по пустынной степи.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными членами.
Грамматическая основа: тень (подлежащее, выражено именем существительным); проплывает (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (тень) от них – косвенное дополнение выражено местоимением с предлогом; (возможно: несогласованное определение, выражено местоимением с предлогом); (проплывает) медленно, изредка — обстоятельства образа действия, выражены наречиями; (проплывает) то тут, то там — обстоятельства места, выражены наречиями; (проплывает) по степи — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (по степи) пустынной — согласованное определение, выражено именем прилагательным.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Анализ выполнен верно | 3 |
| При анализе допущена одна ошибка | 2 |
| При анализе допущены две ошибки | 1 |
| При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Наверх

