(1)Жаркое душное утро. (2)И в (пол)день (не)смотря на наши ож..дания погода (не)изм..нилась. (3)А к веч..ру поднялся загудев в в..ршинах д..р..вьев сильный ветер. (4)Царстве(н,нн)ая т..шина нега и сонный покой в пр..род.. вдруг наруш..лись.
(5)З..стывший воздух в единстве(н,нн)..м могучем порыв.. (з/с)брос..вший с себя со(н,нн)ое с..стояние пр..шёл в дв..жение. (6)Л..ства сорв..(н,нн)ая с д..рев..ев з..кружилась в вихр.. и стала п..днимат..ся (к)верху. (7)Ураган л..мал суч..я пр..г..бал к земле м..лодняк и опр..кид..вал сухие д..рев..я. 4
(8)Часов в оди(н,нн)адцать веч..ра ч..рный неб..свод усе..(н,нн)ый м..ллионами звёзд соверше(н,нн)о освоб..дился от туч.. . (9)Сия..щие ночные св..тила словно вымылись в дожде и пр..ветливо смотрели на землю. (10)К утру разуме..тся стало ощутимо прохладнее.
(11)Занялась з..ря предв..щая хорошую п..году. (12)В горах ещ.. (кое)где клоч..ями д..ржался туман. (13)Он дож..вая последние часы прят..лся в ещ.. (не)пр..снувшихся таёжных ра(з/с)падках. (14)Пр..рода отдыхая бл..женств..в..ла после ночного (не)наст..я.
(По В. Арсеньеву)
Определите вид односоставного предложения 10. Запишите ответ.
(10)К утру, разумеется, стало ощутимо прохладнее.
В безличном предложении невозможно представить действующее лицо и вставить подлежащее.
Ответ: безличное.
Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
(6)Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
Ответ: листва закружилась стала подниматься.
Среди предложений 2–4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
(4)Царственная тишина, нега и сонный покой в природе вдруг нарушились.
Ответ: 4.
Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Жаркое, душное утро. (2)И в полдень, несмотря на наши ожидания, погода не изменилась. (3)А к вечеру поднялся, загудев в вершинах деревьев, сильный ветер. (4)Царственная тишина, нега и сонный покой в природе вдруг нарушились.
(5)Застывший воздух, в единственном могучем порыве сбросивший с себя сонное состояние, пришёл в движение. (6)Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (7)Ураган ломал сучья, пригибал к земле молодняк и опрокидывал сухие деревья.
(8)Часов в одиннадцать вечера чёрный небесный свод, усеянный миллионами звёзд, совершенно освободился от туч. (9)Сияющие ночные светила словно вымылись в дожде и приветливо смотрели на землю. (10)К утру, разумеется, стало ощутимо прохладнее.
(11)Занялась заря, предвещая хорошую погоду. (12)В горах ещё кое-где клочьями держался туман. (13)Он, доживая последние часы, прятался в ещё не проснувшихся таёжных распадках. (14)Природа, отдыхая, блаженствовала после ночного ненастья.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) поднялся загудев
2) словно вымылись
3) смотрели на землю
4) последние часы
Подчинительными словосочетаниями являются 1, 3, 4.
1) смотрели на землю — управление;
2) поднялся загудев — примыкание;
3) словно вымылись — не является с/чет., сравн. союз с глаголом;
4) последние часы — согласование.
| Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|
| Определение словосочетаний | |
| Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
| Правильно выписаны два словосочетания | 1 |
| Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
| Дан правильный ответ в определении вида связи в трёх словосочетаниях | 3 |
| Допущена одна ошибка в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в двух выписанных словосочетаниях | 2 |
| Допущены две ошибки в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в одном из двух выписанных словосочетаний | 1 |
| Допущены три ошибки. ИЛИ Правильно определён вид связи только в одном выписанном словосочетании. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 5 |
Среди предложений 8–10 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 8;
(8)Часов в одиннадцать вечера чёрный небесный свод, усеянный миллионами звёзд, совершенно освободился от туч.
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит в середине предложения после определяемого слова – имени существительного и поэтому выделяется с обеих
сторон запятыми.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 2 |
| Дано правильное неполное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Среди предложений 3–5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 3;
(3)А к вечеру поднялся, загудев в вершинах деревьев, сильный ветер.
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и поэтому выделяется с обеих сторон запятыми.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 10–12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: разумеется (предложение 10);
2) подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: конечно, безусловно, естественно.
Могут быть подобраны другие синонимы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Определение вводного слова | |
| Правильно выписано вводное слово | 1 |
| Неправильно выписано вводное слово ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| 2. Подбор синонима к вводному слову | |
| Правильно подобран синоним | 1 |
| Неправильно подобран синоним ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выполните синтаксический анализ предложения 7.
Ураган ломал сучья, пригибал к земле молодняк и опрокидывал сухие деревья.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными членами.
Грамматическая основа: ураган (подлежащее, выражено именем существительным); ломал, пригибал, опрокидывал (простые глагольные сказуемые, выражены глаголами в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (ломал) сучья — прямое дополнение, выражено именем существительным; (пригибал) молодняк — прямое дополнение, выражено именем существительным; (пригибал) к земле — косвенное дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (опрокидывал) деревья — прямое дополнение, выражено именем существительным; (деревья) сухие — согласованное определение, выражено именем прилагательным.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Анализ выполнен верно | 3 |
| При анализе допущена одна ошибка | 2 |
| При анализе допущены две ошибки | 1 |
| При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Наверх

