Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C10 № 3208
i

Текст 2

(1)Од­на­ж­ды япон­цы при­вез­ли ев­ро­пей­ских ту­ри­стов на по­ля­ну, с ко­то­рой хо­ро­шо видна гора Фуд­зи­я­ма, и оста­ви­ли их там на не­сколь­ко часов. (2)А когда ту­ри­сты воз­му­ти­лись: «Мы при­е­ха­ли Япо­нию смот­реть, а не си­деть без дела на одном месте»,  — япон­цы веж­ли­во воз­ра­зи­ли и по­ка­за­ли про­грам­му. (3)В ней было на­пи­са­но: с 9 до 11.30 утра  — лю­бо­ва­ние.

(4)Лю­бо­ва­ние. (5)В этом весь сек­рет по­сти­же­ния кра­со­ты. (6)Со­гла­си­тесь, мало при­вез­ти че­ло­ве­ка на берег моря, по­ка­зать ему ка­тя­щи­е­ся валы при­боя, а через ми­ну­ту увез­ти от моря по­даль­ше. (7)Для по­сти­же­ния кра­со­ты че­ло­век дол­жен про­си­деть на бе­ре­гу не­сколь­ко часов или про­жить не­сколь­ко дней, на­пол­нен­ных со­зер­ца­ни­ем. (8)Все схо­дят­ся на том, что на море можно смот­реть ча­са­ми, как на огонь или на во­до­пад. (9)Море с его си­не­вой, за­па­хом, ше­ле­сте­ни­ем или гро­хо­том волн, вол­ну­ю­щей игрой кра­сок, шур­ша­ни­ем галь­ки, с не­объ­ят­ным про­сто­ром, с ко­раб­ли­ка­ми, про­плы­ва­ю­щи­ми вдали, с чай­ка­ми и об­ла­ка­ми… (10)Оно на­пол­нит вас муд­ро­стью, очи­стит ду­шев­но, обла­го­ро­дит. (11)Оно оста­нет­ся с вами на­все­гда, чего не про­изойдёт, ра­зу­ме­ет­ся, если взгля­нуть и тот­час уйти или на­блю­дать за этой кра­со­той из окна по­ез­да.

(12)Каж­дый раз, когда я видел что-ни­будь очень кра­си­вое в при­ро­де: цве­ту­щее де­ре­во, цве­точ­ную по­ля­ну, быст­рый го­вор­ли­вый ручей, уго­лок леса с лан­ды­ша­ми в ело­вом су­мра­ке, за­кат­ное небо с кра­си­вы­ми об­ла­ка­ми, рос­сыпь брус­ни­ки во­круг ста­ро­го пня, ноч­ную фи­ал­ку среди берёз,  — у меня по­яв­ля­лось чув­ство, по­хо­жее на до­са­ду.

(13)Потом я понял: нужно оста­но­вить­ся и смот­реть. (14)Лю­бо­вать­ся. (15)Со­зер­цать, ис­це­ляя душу. (16)Оста­но­вить­ся не на два­дцать минут (ко­то­рые тоже можно счи­тать про­дол­жи­тель­ным вре­ме­нем), по­то­му что если оста­но­вишь­ся на два­дцать минут  — не из­ба­вишь­ся от же­ла­ния идти даль­ше. (17)Надо оста­но­вить­ся перед кра­со­той, не думая о вре­ме­ни. (18)На­сла­дить­ся каж­дой ми­ну­той, толь­ко тогда кра­со­та, ко­то­рой конца нет, при­гла­сит тебя в со­бе­сед­ни­ки, толь­ко тогда воз­мо­жен с ней глу­бо­кий ду­хов­ный кон­такт, толь­ко тогда она и при­несёт ра­дость.

 

(По В. Со­ло­ухи­ну)

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  про­плы­ва­ю­щи­ми вдали

2)  на­блю­дать за кра­со­той

3)  каж­дой ми­ну­той

4)  оно на­по­ми­на­ет

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Про­плы­ва­ю­щи­ми вдали, на­блю­дать за кра­со­той, каж­дой ми­ну­той.

2.  Про­плы­ва­ю­щи­ми вдали (при­мы­ка­ние), на­блю­дать за кра­со­той (управ­ле­ние), каж­дой ми­ну­той (со­гла­со­ва­ние).

При­мы­ка­ние  — вид связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му по смыс­лу.

Управ­ле­ние  — вид связи, при ко­то­ром глав­ное слово тре­бу­ет от за­ви­си­мо­го упо­треб­ле­ния в опре­делённом па­де­же.

Со­гла­со­ва­ние  — вид связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово стоит в том же роде, числе и па­де­же, что и глав­ное.

Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Сло­во­со­че­та­ние
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му по­след­не­го аб­за­ца тек­ста (пред­ло­же­ния 13–18).


3
Тип Д6 C6 № 3206
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово го­вор­ли­вый в сло­во­со­че­та­нии го­вор­ли­вый ручей из пред­ло­же­ния 12. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д7 № 3207
i

В пред­ло­же­ни­ях 15–17 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «рас­смат­ри­вать, пас­сив­но, не про­яв­ляя ак­тив­но­сти, на­блю­дать». Вы­пи­ши­те это слово.


5

Из пред­ло­же­ния 17 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


6
Тип Д4 № 3210
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 4. За­пи­ши­те ответ.


7

Среди пред­ло­же­ний 10–12 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д11 C11 № 3212
i

Среди пред­ло­же­ний 6–8 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 3213
i

Среди пред­ло­же­ний 16–18 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 3214
i

Среди пред­ло­же­ний 9–11 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.