Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

(1)Этажи за­бо­ты. (2)За­бо­та скреп­ля­ет от­но­ше­ния между лю­дь­ми. (3)Скреп­ля­ет семью, скреп­ля­ет друж­бу, скреп­ля­ет од­но­сель­чан, жи­те­лей од­но­го го­ро­да, одной стра­ны.

(4)Че­ло­век рож­да­ет­ся, и пер­вая за­бо­та о нём – ма­те­ри; по­сте­пен­но (уже через не­сколь­ко дней) всту­па­ет в не­по­сред­ствен­ную связь с ребёнком за­бо­та о нём отца.

(5)Чув­ство за­бо­ты о дру­гом по­яв­ля­ет­ся очень рано, осо­бен­но у де­во­чек. (6)Де­воч­ка ещё не го­во­рит, но уже пы­та­ет­ся за­бо­тить­ся о кукле, нян­чит её. (7)Маль­чи­ки, со­всем ма­лень­кие, любят со­би­рать грибы, ло­вить рыбу. (8)Ягоды, грибы любят со­би­рать и де­воч­ки. (9)И ведь со­би­ра­ют они не толь­ко для себя, а на всю семью. (10)Несут домой, за­го­тав­ли­ва­ют на зиму. (11)По­сте­пен­но дети ста­но­вят­ся субъ­ек­та­ми вы­со­кой за­бо­ты и сами на­чи­на­ют про­яв­лять на­сто­я­щую и ши­ро­кую за­бо­ту не толь­ко о семье, но и о школе, о своём селе, го­ро­де и стра­не.

(12)За­бо­та ши­рит­ся, ста­но­вясь всё более бес­ко­рыст­ной за­бо­той о благе дру­гих. (13)За за­бо­ту о себе дети пла­тят за­бо­той о ста­ри­ках-ро­ди­те­лях. (14)И эта за­бо­та о ста­ри­ках как бы сли­ва­ет­ся с за­бо­той об ис­то­ри­че­ской па­мя­ти семьи и ро­ди­ны в целом. (15)За­бо­та, на­прав­лен­ная толь­ко на себя, по­рож­да­ет эго­и­ста. (16)За­бо­та объ­еди­ня­ет людей, укреп­ля­ет па­мять о про­шлом и на­прав­ле­на це­ли­ком на бу­ду­щее. (17)Это не само чув­ство – это кон­крет­ное про­яв­ле­ние чув­ства любви, друж­бы, пат­ри­о­тиз­ма. (18)Че­ло­век дол­жен быть за­бот­лив. (19)Не­за­бот­ли­вый или без­за­бот­ный че­ло­век, ве­ро­ят­но, че­ло­век не­доб­рый и не лю­бя­щий ни­ко­го.

(20)Нрав­ствен­но­сти в выс­шей сте­пе­ни свой­ствен­ны чув­ства за­бо­ты, со­стра­да­ния. (21)В этих чув­ствах есть со­зна­ние сво­е­го един­ства с че­ло­ве­че­ством и миром (не толь­ко лю­дь­ми, на­ро­да­ми, но и с жи­вот­ны­ми, рас­те­ни­я­ми, при­ро­дой. (22)Чув­ства за­бо­ты, со­стра­да­ния (или что-то близ­кое ему) за­став­ля­ют нас бо­роть­ся за па­мят­ни­ки куль­ту­ры, за их со­хра­не­ние, за при­ро­ду, за ува­же­ние к па­мя­ти. (23)В за­бо­те и со­стра­да­нии есть со­зна­ние сво­е­го един­ства с дру­ги­ми лю­дь­ми, с на­ци­ей, на­ро­дом, стра­ной, Все­лен­ной. (24)Имен­но по­это­му чув­ства за­бо­ты и со­стра­да­ния надо все­мер­но раз­ви­вать.

 

(По Д. С. Лихачёву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

За­бо­та объ­еди­ня­ет людей, укреп­ля­ет па­мять о про­шлом и на­прав­ле­на це­ли­ком на бу­ду­щее.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но один- два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 5-го аб­за­ца тек­ста (пред­ло­же­ния 20−24).


2
Тип Д6 C6 № 2660
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово вы­со­кая в сло­во­со­че­та­нии вы­со­кая за­бо­та из пред­ло­же­ния 11. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д7 № 2661
i

В пред­ло­же­ни­ях 14−16 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «че­ло­век, про­ник­ну­тый се­бя­лю­би­ем». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д10 C10 № 2662
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  кон­крет­ное на­прав­ле­ние

2)  пла­тят за­бо­той

3)  они со­би­ра­ют

4)  ещё не го­во­рит


5

Из пред­ло­же­ния 18 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


6
Тип Д4 № 2664
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 24. За­пи­ши­те ответ.


7

Среди пред­ло­же­ний 18−20 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д11 C11 № 2666
i

Среди пред­ло­же­ний 14−16 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 2667
i

Среди пред­ло­же­ний 11−13 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 2668
i

Среди пред­ло­же­ний 5−7 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.