(1)Летим над Поморьем. (2)(В)низу под крылом самолёта ра(з/с)т..лалась бурая пр..морская р..внина оттенё(н,нн)ая б..лизной та..щих сн..гов. (3)М..стами она п..р..сла лесами м..стами п..крылась пр..хотливыми ра(з/с)водами болотных топей. (4)(Ни)где (не) видно человеческого жилья…
(5)Но вот пок..залось море вц..пивш..еся в сушу кр..выми пальцами своих з..ливов ещ.. п..крытых ра(з/с)трескавш..мся льдом. (6)До чего(же) суровый (не)людимый край! (7)Кстати это впеч..тление (не)и(з/с)чезло и после нашего приземления в селе. (8)Село выт..нулось (в)доль морского з..лива спускаясь к берегу (не)стройными р..дами бань и сараев. 4
(9)Нас конечно уд..вило отсутствие в деревн.. наезж..(н,нн)ых дорог. (10)Лиш.. деревя(н,нн)ые тр..туары с лес..ницами сколоч..(н,нн)ые рыбаками соед..ня..т дома между собой. (11)Пер..во(з/с)ки в этих местах осуществля..т..ся только зимой на оленях когда снега см..гча..т (не)ровность скал.
(12)Здесь во всём ощущается атм..сфера поморского села в пер..вёрнутых лодках ожидавших на б..регу начала рыбалки в огородах пр..лепивш..хся на скальных уступах в бе(з/с)конечных поле(н,нн)ицах дров в (не)больших сараях пр..стро..(н,нн)ых к домам.
(По В. Орфинскому)
Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
(10)Лишь деревянные тротуары с лестницами, сколоченные рыбаками, соединяют дома между собой.
Ответ: тротуары соединяют.
Определите вид односоставного предложения 6. Запишите ответ.
(6)До чего же суровый, нелюдимый край!
Сказуемого нет, только подлежащее и зависимые от него слова.
Ответ: назывное.
Среди предложений 2–4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
(3)Местами она поросла лесами, местами покрылась прихотливыми разводами болотных топей.
Ответ: 3.
Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Летим над Поморьем. (2)Внизу, под крылом самолёта, расстилалась бурая приморская равнина, оттенённая белизной тающих снегов. (3)Местами она поросла лесами, местами покрылась прихотливыми разводами болотных топей. (4)Нигде не видно человеческого жилья…
(5)Но вот показалось море, вцепившееся в сушу кривыми пальцами своих заливов, ещё покрытых растрескавшимся льдом. (6)До чего же суровый, нелюдимый край! (7)Кстати, это впечатление не исчезло и после нашего приземления в селе. (8)Село вытянулось вдоль морского залива, спускаясь к берегу нестройными рядами бань и сараев.
(9)Нас, конечно, удивило отсутствие в деревне наезженных дорог. (10)Лишь деревянные тротуары с лестницами, сколоченные рыбаками, соединяют дома между собой. (11)Перевозки в этих местах осуществляются только зимой на оленях, когда снега смягчают неровность скал.
(12)Здесь во всём ощущается атмосфера поморского села: в перевёрнутых лодках, ожидавших на берегу начала рыбалки, в огородах, прилепившихся на скальных уступах, в бесконечных поленницах дров, в небольших сараях, пристроенных к домам.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) крылом самолёта
2) болотных топей
3) после приземления
4) здесь ощущается
1) крылом самолёта — управление;
3) здесь ощущается — примыкание;
4) после приземления — не является с/чет., предлог с именем сущ.;
2) болотных топей — согласование.
| Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|
| Определение словосочетаний | |
| Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
| Правильно выписаны два словосочетания | 1 |
| Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
| Дан правильный ответ в определении вида связи в трёх словосочетаниях | 3 |
| Допущена одна ошибка в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в двух выписанных словосочетаниях | 2 |
| Допущены две ошибки в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в одном из двух выписанных словосочетаний | 1 |
| Допущены три ошибки. ИЛИ Правильно определён вид связи только в одном выписанном словосочетании. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 5 |
Среди предложений 9–11 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 10;
(10)Лишь деревянные тротуары с лестницами, сколоченные рыбаками, соединяют дома между собой.
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова − имени существительного и завершает предложение.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 2 |
| Дано правильное неполное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Среди предложений 6–8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 8;
(8)Село вытянулось вдоль морского залива, спускаясь к берегу нестройными рядами бань и сараев.
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который завершает предложение и выделяется запятой.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 8–10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: конечно (предложение 9);
2) подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: понятно, разумеется, безусловно.
Могут быть подобраны другие синонимы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Определение вводного слова | |
| Правильно выписано вводное слово | 1 |
| Неправильно выписано вводное слово ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| 2. Подбор синонима к вводному слову | |
| Правильно подобран синоним | 1 |
| Неправильно подобран синоним ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выполните синтаксический анализ предложения 8.
Село вытянулось вдоль морского залива, спускаясь к берегу нестройными рядами бань и сараев.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством.
Грамматическая основа: село (подлежащее, выражено именем существительным); вытянулось (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (вытянулось) вдоль залива — косвенное дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом); (вытянулось) спускаясь к берегу нестройными рядами бань и сараев — обособленное обстоятельство, выражено деепричастным оборотом; (залива) морского — согласованное определение, выражено именем прилагательным.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Анализ выполнен верно | 3 |
| При анализе допущена одна ошибка | 2 |
| При анализе допущены две ошибки | 1 |
| При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Наверх

