(1)Улицы Суздаля засып..(н,нн)ы запорош..(н,нн)ы снегом. (2)Опуш..(н,нн)ые ин..ем берёзы в..звышаясь над п..л..садниками и заборами бл..стят под лучами (не)яркого зимнего солнца. (3)Над деревя(н,нн)ыми дом..ками возвыша..т..ся пр..чудл..вые ц..рковки созд..(н,нн)ые руками древн..русских умельцев. (4)(Не)забыва..мое вп..ч..тление производ..т массивные палаты – редчайший пам..тник арх..тектуры старой Руси.
(5)Несомне(н,нн)о в Суздал.. есть к чему пр..гляд..ват..ся. (6)Многое в городе и его окрес..ностях дыш..т отшумевш..ми столетиями остав..вш..ми свой след в н..званиях сёл в каме(н,нн)ых и деревя(н,нн)ых стр..ениях. (7)(Не)даром над торговыми р..дами высоким шпилем возвыша..т..ся золочё(н,нн)ое изобр..жение сокола герб Суздаля.
(8)Когда(то) здесь на (не)большой торговой площад.. шла оживлё(н,нн)ая т..рговля в разных р..дах в мясном, рыбном, дегтярном. (9)Здесь пр..ветл..во зазывая п..купателей торговали круч..(н,нн)ыми кал..чами связа(н,нн)ым в косы луком выр..щ..(н,нн)ым чесноком. (10)Рядом стояли ремесле(н,нн)..ки продававши.. плетё(н,нн)ые лапти и суко(н,нн)ые кафтаны. (11)Особе(н,нн)о славились суздальские гончары, искус..но ра(з/с)пис..вавшие изразц.. для боярских т..ремов. (12)Талант мастерство и ф..нтазия были видны в их тв..рениях. 4
(По Е. Озерову)
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
(1)Улицы Суздаля засыпаны, запорошены снегом.
Ответ: улицы засыпаны запорошены.
Среди предложений 8–10 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
(8)Когда-то здесь, на небольшой торговой площади, шла оживлённая торговля в разных рядах: в мясном, рыбном, дегтярном.
Ответ: 8.
Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Улицы Суздаля засыпаны, запорошены снегом. (2)Опушённые инеем берёзы, возвышаясь над палисадниками и заборами, блестят под лучами неяркого зимнего солнца. (3)Над деревянными домиками возвышаются причудливые церковки, созданные руками древнерусских умельцев. (4)Незабываемое впечатление производят массивные палаты — редчайший памятник архитектуры старой Руси.
(5)Несомненно, в Суздале есть к чему приглядываться. (6)Многое в городе и его окрестностях дышит отшумевшими столетиями, оставившими свой след в названиях сёл, в каменных и деревянных строениях. (7)Недаром над торговыми рядами высоким шпилем возвышается золочёное изображение сокола — герб Суздаля.
(8)Когда-то здесь, на небольшой торговой площади, шла оживлённая торговля в разных рядах: в мясном, рыбном, дегтярном. (9)Здесь, приветливо зазывая покупателей, торговали кручёными калачами, связанным в косы луком, выращенным чесноком. (10)Рядом стояли ремесленники, продававшие плетёные лапти и суконные кафтаны. (11)Особенно славились суздальские гончары, искусно расписывавшие изразцы для боярских теремов. (12)Талант, мастерство и фантазия были видны в их творениях.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) улицы Суздаля
2) свой след
3) рядом стояли
4) славились гончары
1) улицы Суздаля — управление;
3) рядом стояли — примыкание;
4) славились гончары — не является с/чет., гр. основа;
2) свой след — согласование.
| Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|
| Определение словосочетаний | |
| Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
| Правильно выписаны два словосочетания | 1 |
| Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
| Дан правильный ответ в определении вида связи в трёх словосочетаниях | 3 |
| Допущена одна ошибка в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в двух выписанных словосочетаниях | 2 |
| Допущены две ошибки в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в одном из двух выписанных словосочетаний | 1 |
| Допущены три ошибки. ИЛИ Правильно определён вид связи только в одном выписанном словосочетании. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 5 |
Среди предложений 3–5 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 3;
(3)Над деревянными домиками возвышаются причудливые церковки, созданные руками древнерусских умельцев.
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова − имени существительного и завершает предложение.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 2 |
| Дано правильное неполное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 2;
(2)Опушённые инеем берёзы, возвышаясь над палисадниками и заборами, блестят под лучами неяркого зимнего солнца.
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и поэтому выделяется с обеих сторон запятыми.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 5–7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: несомненно (предложение 5);
2) подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: конечно, разумеется, безусловно.
Могут быть подобраны другие синонимы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Определение вводного слова | |
| Правильно выписано вводное слово | 1 |
| Неправильно выписано вводное слово ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| 2. Подбор синонима к вводному слову | |
| Правильно подобран синоним | 1 |
| Неправильно подобран синоним ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выполните синтаксический анализ предложения 12.
Талант, мастерство и фантазия были видны в их творениях.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными подлежащими.
Грамматическая основа: талант, мастерство, фантазия (подлежащие, выражены именами существительными) были видны (составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой и именной частью – кратким именем прилагательным).
Второстепенные члены предложения: (были видны) в творениях — косвенное дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (в творениях) их — несогласованное определение, выражено местоимением.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Анализ выполнен верно | 3 |
| При анализе допущена одна ошибка | 2 |
| При анализе допущены две ошибки | 1 |
| При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Найдите и исправьте ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) П. И. Чайковский любил музыку Вагнера и путешествовать.
2) Балет «Лебединое озеро» и сейчас ставят в США, Швеции, Норвегии, в зарубежных странах, в Австралии.
3) Большинство зрителей очаровано музыкой П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро».
4) Купив билеты в Большой театр, мы посмотрели балет «Лебединое озеро».
Ошибки допущены в предложениях 1 и 2. Варианты исправления:
П. И. Чайковский любил музыку Вагнера и путешествия. — Союзом «и» не могут соединяться в один ряд разные части речи; нужно, чтобы было два имени существительных.
Балет «Лебединое озеро» и сейчас ставят в зарубежных странах: в США, Швеции, Норвегии, Австралии.
ИЛИ
Балет «Лебединое озеро» и сейчас ставят в США, Швеции, Норвегии, Австралии — зарубежных странах. — С\чет «зарубежные страны» не может идти в ряду однородных членов, потому что является более широким понятием по отношению к другим словам.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
| Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
| Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх

