(1)Извес..но (не)и(з/с)ч..слимое колич..ство нас..комых имитиру..щих окраской и формой тела лист..я цветы ст..бельки р..стений. (2)Это пассивная но весьма надёжная з..щита. (3)Созда(н,нн)а она конечно (не)«умом» ж..вотных. (4)В ход.. (не)пр..кр..ща..щейся эволюц..и какое(либо) (не)зн..чительное пятнышко в изм..нени.. окраски какой(то) случ..йный выр..ст на тел.. вдруг оказ..вались п..лезными з..кр..плялись усовершенств..вались обе(з/с)печ..вая луч..шую выж..ва..мость вида.
(5)Безусловно наиболее развита покр..вительстве(н,нн)ая окраска и форма тела у бе(з/с)защитных и (мало)подвижных особей. (6)Пр..таит..ся спрятат..ся от врагов способны многие. (7)Но ведь и охотник нап..да..щий на жертву име..т пр..восходное зрение и чуткий нос. (8)Будучи обнаруж..(н,нн)ой жертва уже (не)таит..ся а пыта..т..ся в свою очер..дь устр..шить нап..да..щих. (9)Птиц.. стараясь к..зат..ся больше ра(з/с)топыр..ва..т крыл..я. 4 (10)У (не)которых ж..вотных угр..жа..ще рычащих поднима..т..ся дыбом шерсть. (11)И даже уступа..щий пр..тивнику в сил.. смелой атакой заст..вля..т его (с)начал.. опеш..ть пот..рять (не)много врем..ни зад..ржат..ся. (12)Такого п..в..дения (не)редко быва..т достаточно, чтобы выжить. (13)В противном случа.. остаёт..ся либо сп..сат..ся бегством либо кинут..ся в драку.
(По В. Пескову)
Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.
(3)Создана она, конечно, не «умом» животных.
Ответ: создана она.
Определите вид односоставного предложения 13. Запишите ответ.
(13)В противном случае остаётся либо спасаться бегством, либо кинуться в драку.
В безличном предложении невозможно представить действующее лицо и вставить подлежащее.
Ответ: безличное.
Среди предложений 5–7 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
(6)Притаиться, спрятаться от врагов способны многие.
Ответ: 6.
Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Известно неисчислимое количество насекомых, имитирующих окраской и формой тела листья, цветы, стебельки растений. (2)Это пассивная, но весьма надёжная защита. (3)Создана она, конечно, не «умом» животных. (4)В ходе непрекращающейся эволюции какое-либо незначительное пятнышко в изменении окраски, какой-то случайный вырост на теле вдруг оказывались полезными, закреплялись, усовершенствовались, обеспечивая лучшую выживаемость вида.
(5)Безусловно, наиболее развита покровительственная окраска и форма тела у беззащитных и малоподвижных особей. (6)Притаиться, спрятаться от врагов способны многие. (7)Но ведь и охотник, нападающий на жертву, имеет превосходное зрение и чуткий нос. (8)Будучи обнаруженной, жертва уже не таится, а пытается, в свою очередь, устрашить нападающих. (9)Птицы, стараясь казаться больше, растопыривают крылья. (10)У некоторых животных, угрожающе рычащих, поднимается дыбом шерсть. (11)И даже уступающий противнику в силе смелой атакой заставляет его сначала опешить, потерять немного времени, задержаться. (12)Такого поведения нередко бывает достаточно, чтобы выжить. (13)В противном случае остаётся либо спасаться бегством, либо кинуться в драку.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) формой тела
2) весьма надёжная
3) окраска и форма
4) чуткий нос
Подчинительными словосочетаниями являются 1, 2, 4.
1) формой тела — управление;
2) весьма надёжная — примыкание;
3) окраска и форма — не является с/чет., однородные члены.;
4) чуткий нос — согласование.
| Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|
| Определение словосочетаний | |
| Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
| Правильно выписаны два словосочетания | 1 |
| Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
| Дан правильный ответ в определении вида связи в трёх словосочетаниях | 3 |
| Допущена одна ошибка в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в двух выписанных словосочетаниях | 2 |
| Допущены две ошибки в определении вида связи в трёх словосочетаниях. ИЛИ Дан правильный ответ в определении вида связи в одном из двух выписанных словосочетаний | 1 |
| Допущены три ошибки. ИЛИ Правильно определён вид связи только в одном выписанном словосочетании. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 5 |
Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 1;
(1)Известно неисчислимое количество насекомых, имитирующих окраской и формой тела листья, цветы, стебельки растений.
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного и завершает предложение.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 2 |
| Дано правильное неполное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Среди предложений 4–6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 4;
(4)В ходе непрекращающейся эволюции какое-либо незначительное пятнышко в изменении окраски, какой-то случайный вырост на теле вдруг оказывались полезными, закреплялись, усовершенствовались, обеспечивая лучшую выживаемость вида.
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в конце предложения и поэтому выделяется с одной стороны запятой.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание предложения | |
| Правильно определено предложение | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| 2. Обоснование условий обособления | |
| Дано правильное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
| Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 5–7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: безусловно (предложение 5);
2) подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: разумеется, несомненно, естественно.
Могут быть подобраны другие синонимы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Определение вводного слова | |
| Правильно выписано вводное слово | 1 |
| Неправильно выписано вводное слово ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| 2. Подбор синонима к вводному слову | |
| Правильно подобран синоним | 1 |
| Неправильно подобран синоним ИЛИ Ответ не дан | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Выполните синтаксический анализ предложения 9.
Птицы, стараясь казаться больше, растопыривают крылья.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством.
Грамматическая основа: птицы (подлежащее, выражено именем существительным);
растопыривают (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (растопыривают) стараясь казаться больше — обособленное обстоятельство, выражено деепричастным оборотом; (растопыривают) крылья – прямое дополнение, выражено именем существительным.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Анализ выполнен верно | 3 |
| При анализе допущена одна ошибка | 2 |
| При анализе допущены две ошибки | 1 |
| При анализе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 3 |
Наверх

