Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д6 C6 № 3087
i

Текст 2

(1)Вы­да­ю­щий­ся пи­а­нист Эмиль Ги­лельс был на га­стро­лях в Во­лог­де и, зна­ко­мясь с до­сто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми го­ро­да, осмат­ри­вал Со­фий­ский собор. (2)Собор стоит на Со­бор­ной горке, кра­су­ет­ся по-над Во­лог­дой-рекой и в ясную по­го­ду ку­по­ла­ми от­ра­жа­ет­ся в ней.

(3)Есть такая ле­ген­да: стро­и­ли собор во вре­ме­на Ивана Гроз­но­го, и, го­во­рят, вышел тогда казус не­ожи­дан­ный и не­га­дан­ный. (4)Во время осмот­ра и перед освя­ще­ни­ем со­бо­ра на Ивана Гроз­но­го, царя суе­вер­но­го и по­до­зри­тель­но­го, об­ру­шил­ся свер­ху из­ряд­ный пласт шту­ка­тур­ки. (5)Царь сразу же из Во­лог­ды уехал, и по этой или по какой дру­гой при­чи­не див­ной кра­со­ты и бла­го­ле­пия собор Свя­той Софии остал­ся хо­лод­ным. (6)Даже в се­ре­ди­не лета в огром­ном со­бо­ре студёно и гулко.

(7)И вот ходит зна­ме­ни­тый ма­эст­ро по храму, лю­бу­ет­ся фрес­ка­ми, пи­сан­ны­ми будто бы уче­ни­ка­ми са­мо­го Ди­о­ни­сия или даже под его ру­ко­вод­ством, и всё по­ти­ра­ет да пря­чет руки, отыс­ки­ва­ет им тёплое место. (8)За­бу­дет­ся, за­смот­рит­ся, за­та­ив ды­ха­ние, на тво­ре­ния див­ных ма­сте­ров и опять на­чи­на­ет руки греть. (9)Спут­ни­ки его из му­зы­кан­тов, из мест­ных ин­тел­лек­ту­а­лов не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на про­ис­хо­дя­щую с го­стем не­лад­ность, а вот ста­руш­ка в храме за­ме­ти­ла.

− (10)Мёрзнут руки?

−(11)Мёрзнут, ба­буш­ка. (12)А мне ве­че­ром иг­рать. (13)Нель­зя руки осту­жать.

− (14)Да вот возь­ми мои ру­ка­вич­ки. (15)Возь­ми, возь­ми.

(16)Гость охот­но под­ста­вил руки. (17)Ба­буш­ка на­де­ла ру­ка­вич­ки, со­гре­тые сво­и­ми ру­ка­ми, на бес­цен­ные руки пи­а­ни­ста. (18)И ма­эст­ро ожил, по­ве­се­лел, долго ещё оста­вал­ся в Со­фий­ском со­бо­ре. (19)Лю­бо­вал­ся фрес­ка­ми.

(20)Выйдя из со­бо­ра, Ги­лельс вер­нул ба­буш­ке ру­ка­вич­ки. (21)При­ло­жив ла­донь к левой части груди, по­кло­нил­ся ей легко и эле­гант­но, как это умел де­лать толь­ко он, без за­ис­ки­ва­ния и ужи­мок.

− (22)Бла­го­да­рю вас, ро­ди­мая! (23)Вы очень, очень мне по­мог­ли.

(24)Этот слу­чай мне рас­ска­за­ла ра­бот­ни­ца и за­бот­ни­ца во­ло­год­ско­го музея Ирина Алек­сан­дров­на Пят­ниц­кая. (25)Эмиля Ги­лель­са уже нет, давно уж нет на свете и ба­буш­ки-при­врат­ни­цы. (26)По­мя­нем же их доб­рым сло­вом. (27)Каж­дый из них умел де­лать добро на своём месте и слу­жил ему в меру своих сил.

 

(По В. Аста­фье­ву)

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово вы­да­ю­щий­ся в сло­во­со­че­та­нии вы­да­ю­щий­ся пи­а­нист из пред­ло­же­ния 1. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Эпи­тет  — об­раз­ное опре­де­ле­ние. Слово «вы­да­ю­щий­ся» в сло­во­со­че­та­нии «вы­да­ю­щий­ся пи­а­нист» яв­ля­ет­ся эпи­те­том.

 

Ответ: эпи­тет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1
0
Мак­си­маль­ный балл1
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 8 класс 2022 год. Ва­ри­ант 6
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз средств вы­ра­зи­тель­но­сти
1
Тип Д4 C4 № 3085
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д5 C5 № 3086
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 2-го аб­за­ца тек­ста (пред­ло­же­ния 3–6).


3
Тип Д7 № 3088
i

В пред­ло­же­ни­ях 1–3 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «про­ис­ше­ствие, со­бы­тие, слу­чай». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д10 C10 № 3089
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  в огром­ном со­бо­ре

2)  по­кло­нил­ся эле­гант­но

3)  пласт шту­ка­тур­ки

4)  мёрзнут руки


5
Тип Д3 № 3090
i

Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


6
Тип Д4 № 3091
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 13. За­пи­ши­те ответ.


7
Тип Д13 C13 № 3092
i

Среди пред­ло­же­ний 3–5 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д11 C11 № 3093
i

Среди пред­ло­же­ний 7–9 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 3094
i

Среди пред­ло­же­ний 17–20 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 3095
i

Среди пред­ло­же­ний 1–3 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.