Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д5 C5 № 2523
i

Текст 2

(1)Че­ло­век, бес­спор­но, дол­жен быть ин­тел­ли­ген­тен. (2)А если у него про­фес­сия не тре­бу­ет ин­тел­ли­гент­но­сти? (3)А если он не смог по­лу­чить об­ра­зо­ва­ния: так сло­жи­лись об­сто­я­тель­ства? (4)А если окру­жа­ю­щая среда не поз­во­ля­ет? (5)А если ин­тел­ли­гент­ность сде­ла­ет его белой во­ро­ной среди его со­слу­жив­цев, дру­зей, род­ных, будет про­сто ме­шать его сбли­же­нию с дру­ги­ми лю­дь­ми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Ин­тел­ли­гент­ность нужна при всех об­сто­я­тель­ствах. (8)Она нужна и для окру­жа­ю­щих, и для са­мо­го че­ло­ве­ка.

(9)Это очень важно, и пре­жде всего для того, чтобы жить счаст­ли­во и долго: да, долго! (10)Ибо ин­тел­ли­гент­ность равна нрав­ствен­но­му здо­ро­вью, а здо­ро­вье нужно, чтобы жить долго. (11)В на­ро­де го­во­рят: чти отца сво­е­го и ма­терь свою и дол­го­ле­тен бу­дешь на земле. (12)Это от­но­сит­ся и к це­ло­му на­ро­ду, и к от­дель­но­му че­ло­ве­ку. (13)Это мудро.

(14)Мно­гие ду­ма­ют: ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век  — это тот, ко­то­рый много читал, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, много пу­те­ше­ство­вал, знает не­сколь­ко язы­ков.

(15)А между тем можно иметь всё это и быть не­ин­тел­ли­гент­ным. (16)Можно, ничем этим не об­ла­дая в боль­шой сте­пе­ни, быть всё-таки внут­рен­не ин­тел­ли­гент­ным че­ло­ве­ком.

(17)Ли­ши­те под­лин­но ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка пол­но­стью его па­мя­ти. (18)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать клас­си­ков ли­те­ра­ту­ры, не будет пом­нить ве­ли­чай­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, за­бу­дет важ­ней­шие ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, но если при этом он со­хра­нит вос­при­им­чи­вость к куль­тур­ным цен­но­стям, если смо­жет вос­хи­тить­ся кра­со­той при­ро­ды, по­нять ха­рак­тер и ин­ди­ви­ду­аль­ность дру­го­го че­ло­ве­ка, войти в его по­ло­же­ние, по­мочь ему,  — вот это и будет ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век… (19)Ин­тел­ли­гент­ность про­яв­ля­ет­ся в ты­ся­че и ты­ся­че ме­ло­чей: в уме­нии ува­жи­тель­но спо­рить, в уме­нии не­за­мет­но по­мочь дру­го­му, бе­речь при­ро­ду, даже в при­выч­ке вести себя скром­но за сто­лом, не му­со­рить во­круг себя  — не му­со­рить в пря­мом зна­че­нии слова или ру­га­нью, дур­ны­ми иде­я­ми.

(20)Ин­тел­ли­гент­ным можно на­звать че­ло­ве­ка, по­ни­ма­ю­ще­го и вос­при­ни­ма­ю­ще­го мир и окру­жа­ю­щих людей.

(21)Ин­тел­ли­гент­ность люди в себе раз­ви­ва­ют, тре­ни­ру­ют, вос­пи­ты­ва­ют.

 

(По Д. С. Лихачёву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 3-го аб­за­ца тек­ста (пред­ло­же­ния 9−13).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Важ­ность ин­тел­ли­гент­но­сти для дол­гой и счаст­ли­вой жизни.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Мик­ро­те­ма опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но один- два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Мик­ро­те­ма аб­за­ца не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 8 класс 2021 год. Ва­ри­ант 9
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д4 C4 № 2522
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д6 C6 № 2524
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово ве­ли­чай­шие в сло­во­со­че­та­нии ве­ли­чай­шие про­из­ве­де­ния из пред­ло­же­ния 18. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д7 № 2525
i

В пред­ло­же­ни­ях 5−7 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «че­ло­век, ко­то­рый ра­бо­та­ет с кем-ни­будь в одном учре­жде­нии». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д10 C10 № 2526
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  жить долго

2)  по­нять ха­рак­тер

3)  мно­гие ду­ма­ют

4)  окру­жа­ю­щая среда


5
Тип Д3 № 2527
i

Из пред­ло­же­ния 17 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


6
Тип Д4 № 2528
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 20. За­пи­ши­те ответ.


7
Тип Д13 C13 № 2529
i

Среди пред­ло­же­ний 1−3 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д11 C11 № 2530
i

Среди пред­ло­же­ний 19−21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 2531
i

Среди пред­ло­же­ний 14−16 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 2532
i

Среди пред­ло­же­ний 19−21 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.