Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)«Вдох  — выдох, выдох!» (2)Я слышу голос ин­струк­то­ра гим­на­сти­ки: «Чтобы вдох­нуть пол­ной гру­дью, надо хо­ро­шень­ко вы­дох­нуть. (3)Учи­тесь пре­жде всего вы­ды­хать, из­бав­лять­ся от „от­ра­бо­тан­но­го” воз­ду­ха». (4)Жизнь  — это пре­жде всего ды­ха­ние.

(5)Душно бы­ва­ет в доме. (6) «Душно» бы­ва­ет и в нрав­ствен­ной жизни  — сле­ду­ет хо­ро­шень­ко «вы­дох­нуть» ме­лоч­ные за­бо­ты, суету буд­нич­ной жизни, из­ба­вить­ся, стрях­нуть всё, что стес­ня­ет дви­же­ние мысли, что давит душу, не поз­во­ляя че­ло­ве­ку при­ни­мать жизнь, её цен­но­сти, её кра­со­ту.

(7)Че­ло­век все­гда дол­жен ду­мать о самом важ­ном для себя и для дру­гих. (8)Надо, ра­зу­ме­ет­ся, быть от­кры­тым людям, тер­пи­мым к людям, ис­кать в них пре­жде всего луч­шее. (9)Уме­ние ис­кать и на­хо­дить луч­шее, про­сто хо­ро­шее, «за­слонённую кра­со­ту» обо­га­ща­ет че­ло­ве­ка ду­хов­но. (10)За­ме­тить кра­со­ту в при­ро­де, в посёлке, го­ро­де, не го­во­ря уже  — в че­ло­ве­ке, сквозь все за­сло­ны ме­ло­чей  — это зна­чит рас­ши­рить сферу жизни, сферу того жиз­нен­но­го про­сто­ра, в ко­то­рой живёт че­ло­век.

(11)Я долго искал это слово  — «сфера». (12)Сна­ча­ла я ска­зал себе: «Надо рас­ши­рять гра­ни­цы жизни», но жизнь не имеет гра­ниц! (13)Это не зе­мель­ный уча­сток, ого­ро­жен­ный за­бо­ром. (14)«Рас­ши­рять пре­де­лы жизни»  — не го­дит­ся для вы­ра­же­ния моей мысли по той же при­чи­не. (15)«Рас­ши­рять го­ри­зон­ты жизни»  — это уже лучше, но это всё же что-то не то. (16)Мак­си­ми­ли­ан Во­ло­шин часто упо­треб­лял в речи и любил хо­ро­шее слово  — «окоём». (17)Это всё то, что вме­ща­ет глаз, что он может охва­тить. (18)Но и тут ме­ша­ет огра­ни­чен­ность на­ше­го бы­то­во­го зна­ния. (19)Жизнь не может быть све­де­на к бы­то­вым впе­чат­ле­ни­ям. (20)Надо уметь чув­ство­вать и даже за­ме­чать то, что за пре­де­ла­ми на­ше­го вос­при­я­тия, иметь как бы «пред­чув­ствие» от­кры­ва­ю­ще­го­ся или мо­гу­ще­го нам от­крыть­ся но­во­го.

(21)Самая боль­шая цен­ность в мире  — жизнь: чужая, своя, жизнь жи­вот­но­го мира и рас­те­ний, жизнь куль­ту­ры, жизнь на всем её про­тя­же­нии  — и в про­шлом, и в на­сто­я­щем, и в бу­ду­щем… (22)А жизнь бес­ко­неч­но глу­бо­ка. (23)Мы все­гда встре­ча­ем­ся с чем-то, чего не за­ме­ча­ли рань­ше, что по­ра­жа­ет нас своей кра­со­той, глу­бо­кой муд­ро­стью, не­по­вто­ри­мо­стью.

 

(По Д. С. Лихачёву)

Среди пред­ло­же­ний 7−9 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Ра­зу­ме­ет­ся.

2.  Не­со­мнен­но, бес­спор­но, без­услов­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Опре­де­ле­ние ввод­но­го слова
Пра­виль­но вы­пи­са­но ввод­ное слово1
Не­пра­виль­но вы­пи­са­но ввод­ное слово.

ИЛИ Ответ не дан

0
Под­бор си­но­ни­ма к ввод­но­му слову
Пра­виль­но по­до­бран си­но­ним1
Не­пра­виль­но по­до­бран си­но­ним.

ИЛИ Ответ не дан

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Слова и кон­струк­ции, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Знаки пре­пи­на­ния при них
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 3-го аб­за­ца тек­ста.


3

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово глу­бо­кая в сло­во­со­че­та­нии глу­бо­кой муд­ро­стью из пред­ло­же­ния 23. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д7 № 2097
i

В пред­ло­же­ни­ях 7–9 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «уме­ю­щий без враж­ды от­но­сить­ся к чу­жо­му мне­нию, взгля­дам, по­ве­де­нию». Вы­пи­ши­те это слово.


5
Тип Д10 C10 № 2098
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  голос ин­струк­то­ра

2)  хо­ро­шень­ко вы­дох­нуть

3)  хо­ро­шее слово

4)  огра­ни­чен­ность ме­ша­ет


6

7

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 5. За­пи­ши­те ответ.


8
Тип Д11 C11 № 2102
i

Среди пред­ло­же­ний 12−14 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 2103
i

Среди пред­ло­же­ний 5−7 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 2104
i

Среди пред­ло­же­ний 15−17 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.