Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д13 C13 № 2084
i

(1)Па­мять  — одно из важ­ней­ших свойств бытия, лю­бо­го бытия: ма­те­ри­аль­но­го, ду­хов­но­го, че­ло­ве­че­ско­го. (2)Лист бу­ма­ги. (3)Со­жми­те его и рас­правь­те. (4)На нём оста­нут­ся склад­ки, и если вы сожмёте его вто­рич­но  — часть скла­док ляжет по преж­ним склад­кам: бу­ма­га «об­ла­да­ет па­мя­тью».

(5)Па­мя­тью об­ла­да­ют от­дель­ные рас­те­ния, ка­мень, на ко­то­ром оста­ют­ся следы его про­ис­хож­де­ния и дви­же­ния в лед­ни­ко­вый пе­ри­од, стек­ло, вода. (6)Слож­ней­ши­ми фор­ма­ми ро­до­вой па­мя­ти об­ла­да­ют птицы, поз­во­ля­ю­щие новым по­ко­ле­ни­ям птиц со­вер­шать перелёты в нуж­ном на­прав­ле­нии к нуж­но­му месту. (7)Важ­нее всего па­мять, за­став­ля­ю­щая их ис­кать зи­мо­вья и ле­то­вья  — все­гда одни и те же. (8)А что и го­во­рить о «ге­не­ти­че­ской па­мя­ти»  — па­мя­ти, за­ло­жен­ной в веках, па­мя­ти, пе­ре­хо­дя­щей от од­но­го по­ко­ле­ния живых су­ществ к сле­ду­ю­щим.

(9)При этом па­мять вовсе не ме­ха­нич­на. (10)Это важ­ней­ший твор­че­ский про­цесс: имен­но про­цесс и имен­но твор­че­ский. (11)За­по­ми­на­ет­ся то, что нужно; путем па­мя­ти на­кап­ли­ва­ет­ся доб­рый опыт, об­ра­зу­ет­ся тра­ди­ция, со­зда­ют­ся бы­то­вые на­вы­ки, се­мей­ные на­вы­ки, тру­до­вые на­вы­ки, об­ще­ствен­ные ин­сти­ту­ты.

(12)Па­мять, на­кап­ли­вая опыт, про­ти­во­сто­ит уни­что­жа­ю­щей силе вре­ме­ни, со­про­тив­ля­ет­ся. (13)Это свой­ство па­мя­ти чрез­вы­чай­но важно. (14)При­ня­то при­ми­тив­но де­лить время на про­шед­шее, на­сто­я­щее и бу­ду­щее. (15)Но бла­го­да­ря па­мя­ти про­шед­шее вхо­дит в на­сто­я­щее, а бу­ду­щее как бы преду­га­ды­ва­ет­ся на­сто­я­щим, со­единённым с про­шед­шим.

(16)Па­мять  — пре­одо­ле­ние вре­ме­ни, пре­одо­ле­ние смер­ти. (17)В этом ве­ли­чай­шее нрав­ствен­ное зна­че­ние па­мя­ти. (18)«Бес­па­мят­ный»  — это пре­жде всего че­ло­век не­бла­го­дар­ный, без­от­вет­ствен­ный, а сле­до­ва­тель­но, и не­спо­соб­ный на доб­рые, бес­ко­рыст­ные по­ступ­ки. (19)Без­от­вет­ствен­ность рож­да­ет­ся от­сут­стви­ем со­зна­ния того, что ничто не про­хо­дит бес­след­но. (20)Че­ло­век, со­вер­ша­ю­щий не­доб­рый по­сту­пок, ду­ма­ет, что по­сту­пок этот не со­хра­нит­ся в па­мя­ти его лич­ной и в па­мя­ти окру­жа­ю­щих. (21)Он сам, оче­вид­но, не при­вык бе­речь па­мять о про­шлом. (22)Не при­вык ис­пы­ты­вать чув­ство бла­го­дар­но­сти к пред­кам, к их труду, их за­бо­там и по­это­му ду­ма­ет, что и о нём

всё будет по­за­бы­то.

 

(По Д. С. Лихачёву)

Среди пред­ло­же­ний 20−22 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Оче­вид­но.

2.  На­вер­ное, ве­ро­ят­но, может быть.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Опре­де­ле­ние ввод­но­го слова
Пра­виль­но вы­пи­са­но ввод­ное слово1
Не­пра­виль­но вы­пи­са­но ввод­ное слово.

ИЛИ Ответ не дан

0
Под­бор си­но­ни­ма к ввод­но­му слову
Пра­виль­но по­до­бран си­но­ним1
Не­пра­виль­но по­до­бран си­но­ним.

ИЛИ Ответ не дан

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 8 класс 2020 год. Ва­ри­ант 13
Кодификатор Решу ВПР: Слова и кон­струк­ции, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Знаки пре­пи­на­ния при них
1
Тип Д4 C4 № 2077
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д5 C5 № 2078
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 2-го аб­за­ца тек­ста.


3
Тип Д6 C6 № 2079
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово доб­рый в сло­во­со­че­та­нии доб­рый опыт из пред­ло­же­ния 11. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д7 № 2080
i

В пред­ло­же­ни­ях 10−12 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­е­ся и пе­ре­да­ва­е­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние обы­чаи, нормы по­ве­де­ния, взгля­ды, вкусы». Вы­пи­ши­те это слово.


5
Тип Д10 C10 № 2081
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  важ­ней­ших свойств

2)  чрез­вы­чай­но важно

3)  об­ла­да­ют па­мя­тью

4)  оста­ют­ся следы


6
Тип Д3 № 2082
i

Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


7
Тип Д4 № 2083
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 14. За­пи­ши­те ответ.


8
Тип Д11 C11 № 2085
i

Среди пред­ло­же­ний 4−6 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 2086
i

Среди пред­ло­же­ний 11−13 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 2087
i

Среди пред­ло­же­ний 12−14 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.