Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C10 № 3673
i

Текст 2

(1)Лю­би­те ли вы ли­те­ра­ту­ру так, как люблю её я? (2)То есть лю­би­те ли вы чи­тать книги?

(3)За­трат­ное за­ня­тие. (4)Но это как по­смот­реть. (5)Есть книги, не со­кра­ща­ю­щие жизнь на часы, что по­тра­че­ны на их чте­ние, а удли­ня­ю­щие её. (6)Слов­но по­бы­вал в ме­стах, где ни­ко­гда не был, сошёлся с лю­дь­ми, с ко­то­ры­ми ни­ко­гда бы не пересёкся, они стали близ­ки­ми, часто ближе дру­зей, ре­аль­нее дру­зей, от­кро­вен­нее самых близ­ких людей.

(7)Че­ло­век узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

(8)Есть и дру­гие. (9)По­тра­чен­ное на них время вы­черк­ну­то из жизни. (10)Будто про­си­дел три часа на бес­по­лез­ном со­бра­нии. (11)После таких книг ста­но­вишь­ся толь­ко глу­пее.

(12)Веч­ная про­бле­ма вы­бо­ра. (13)Элек­трон­ные вер­сии тол­стых жур­на­лов, ко­неч­но, не­мно­го об­лег­ча­ют жизнь. (14)Че­ло­век спо­кой­но по­ли­ста­ет, при­смот­рит­ся, при­ню­ха­ет­ся. (15)Но по­ли­гра­фия нынче быст­рая, книгу из­да­ют за две-три не­де­ли. (16)Так и по­лу­ча­ет­ся: за­хо­дишь в любой книж­ный  — глаза раз­бе­га­ют­ся. (17)Хо­чет­ся ку­пить всё. (18)Как го­лод­ный перед кол­бас­ной вит­ри­ной. (19)Но уже зна­ешь, что не всё съе­доб­ное. (20)А что съе­доб­ное и что не­съе­доб­ное?

(21)Экс­пан­сия ком­мер­че­ской ли­те­ра­ту­ры сужа­ет круг по­тен­ци­аль­ных чи­та­те­лей, ко­то­рых в Рос­сии оста­лось не так уж много. (22)Ка­за­лось бы, что за беда? (23)Чи­та­ют  — и пусть себе. (24)Всё лучше, чем не чи­тать ни­че­го. (25)Но не так-то всё про­сто.

(26)Есть книги, без ко­то­рых можно спо­кой­но про­жить. (27)Есть те­ле­ви­зор, есть га­зе­ты, есть ком­пью­тер­ные стре­лял­ки. (28)А есть книги, без ко­то­рых жить труд­но. (29)И если в юно­сти не по­па­лась книга, пе­ре­па­хав­шая душу, то чи­та­тель для ли­те­ра­ту­ры по­те­рян. (30)Он будет же­вать ли­те­ра­тур­ный поп­корн в пол­ной уве­рен­но­сти, что чи­та­ет книгу, не по­до­зре­вая о том, что она всего лишь по­хо­жа на книгу, а к жи­во­твор­ной ли­те­ра­ту­ре ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не имеет. (31)И таких чи­та­те­лей ста­но­вит­ся всё боль­ше.

(32)Но не­уже­ли всё так без­надёжно? (33)Не­уже­ли чи­та­те­лю, лю­бя­ще­му живую книгу, остаётся уте­шать­ся не­тлен­ной клас­си­кой? (34)К сча­стью, нет. (35)По­ра­зи­тель­ная за­ко­но­мер­ность. (36)Живая книга чудом про­би­ва­ет­ся к чи­та­те­лю. (37)И дик­тат рынка ей не слиш­ком боль­шая по­ме­ха.

 

(По В. Ива­но­ву)

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  спо­кой­но по­ли­стать

2)  по­тра­чен­ное время

3)  че­ло­век узнаёт

4)  узнаёт из книг

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Спо­кой­но по­ли­стать, по­тра­чен­ное время, узнаёт из книг.

2.  Спо­кой­но по­ли­стать (при­мы­ка­ние), по­тра­чен­ное время (со­гла­со­ва­ние), узнаёт из книг (управ­ле­ние).

При­мы­ка­ние  — вид связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му по смыс­лу.

Со­гла­со­ва­ние  — вид связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово стоит в том же роде, числе и па­де­же, что и глав­ное.

Управ­ле­ние  — вид связи, при ко­то­ром глав­ное слово тре­бу­ет от за­ви­си­мо­го упо­треб­ле­ния в опре­делённом па­де­же.


-------------
Дублирует задание № 3072.
Источники:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 5 аб­за­ца тек­ста (пред­ло­же­ния 12–20).


3
Тип Д6 C6 № 3070
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ние чи­та­тель для ли­те­ра­ту­ры по­те­рян из пред­ло­же­ния 29. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д7 № 3071
i

В пред­ло­же­ни­ях 14–16 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «от­расль тех­ни­ки, про­мыш­лен­ность, за­ня­тая про­из­вод­ством пе­чат­ной про­дук­ции». Вы­пи­ши­те это слово.


5
Тип Д10 C10 № 3072
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  спо­кой­но по­ли­стать

2)  по­тра­чен­ное время

3)  че­ло­век узнаёт

4)  узнаёт из книг


6

Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


7
Тип Д4 № 3074
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 12. За­пи­ши­те ответ.


8

Среди пред­ло­же­ний 13–15 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


9
Тип Д11 C11 № 3076
i

Среди пред­ло­же­ний 28–30 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д12 C12 № 3077
i

Среди пред­ло­же­ний 30–32 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


11
Тип Д5 № 3078
i

Среди пред­ло­же­ний 14–16 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.