Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C10 № 2424
i

Текст 2

(1)Я очень люблю при­ро­ду. (2)От­ку­да такая слит­ность с ды­ша­щим, зелёным, синим миром, с тем, что за ок­на­ми? (3)Ведь по рож­де­нию я че­ло­век го­род­ской. (4)Мать пе­ре­да­ла мне свою лю­бовь к этому миру.

(5)Я очень хо­ро­шо помню, как меня в пер­вый раз при­ве­ли на под­мос­ков­ную речку Учу. (6)Мне не было семи лет, но я уже пре­крас­но знал, что есть что, знал на­зва­ния боль­шин­ства окру­жа­ю­щих меня пред­ме­тов, к тому же очень рано начал чи­тать. (7)Но здесь я мало что знал. (8)Помню, мать под­ве­ла меня к сосне. «(9)Смот­ри, это де­ре­во,  — ска­за­ла она со стран­ной зна­чи­тель­но­стью.  — (10)Наше рус­ское де­ре­во. (11)Какое оно боль­шое, доб­рое, надёжное. (12)Сколь­ко в нём до­вер­чи­вой силы и как легко его ра­нить!» (13)Рас­тро­ган­ная и чуть тор­же­ствен­ная ин­то­на­ция по­ра­зи­ла меня. (14)Мать была че­ло­ве­ком, не по­ка­зы­ва­ю­щим свои чув­ства. (15)В нашей семье было при­ня­то дер­жать свои чув­ства на при­вя­зи. (16)На­вер­ное, по­это­му так тро­ну­ли меня ма­ми­ны слова. (17)Мне от­кры­лось свет­лое чудо, имя ко­то­ро­му «де­ре­во». (18)Де­ре­во даёт ощу­ще­ние при­част­но­сти к ве­ли­кой тайне ми­ро­зда­ния, веч­но­сти. (19)Возле де­ре­вьев все­гда вспо­ми­наю о ма­те­ри…

(20)После того пер­во­го лета за го­ро­дом мать за­ме­ти­ла, что я тос­кую зимой без жи­во­го мира при­ро­ды. (21)Тогда она на­учи­ла меня со­би­рать гер­ба­рий, за­су­ши­вать цветы. (22)И хотя им было да­ле­ко до живых цве­тов, всё же и в за­сох­ших бу­то­нах та­и­лось оча­ро­ва­ние, скра­ши­ва­ю­щее дол­гую зиму. (23)Мама все­гда раз­де­ля­ла мои увле­че­ния  — будь то ри­со­ва­ние, кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние, сбор гер­ба­рия. (24)Как-то ис­под­воль, не­за­мет­но на­прав­ляя, мама не да­ва­ла по­те­рять веру в себя. (25)В де­рев­не она «объ­яс­ни­ла» мне весь окру­жа­ю­щий мир. (26)В го­ро­де мы жили в ста­ром доме с вы­со­ки­ми по­тол­ка­ми, дома мне раз­ре­ша­ли дер­жать жи­вот­ных. (27)Птицы со­всем не бо­я­лись нас, ле­та­ли по ком­на­там, са­ди­лись на плечо. (28)Бе­реж­ное от­но­ше­ние к зелёному миру, к млад­шим бра­тьям есте­ствен­но вхо­ди­ло в душу, без на­зи­да­ний и скуч­ных про­по­ве­дей.

 

(По Ю. На­ги­би­ну)

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  жи­во­го мира

2)  хо­ро­шо помню

3)  мира при­ро­ды

4)  ска­за­ла она

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Жи­во­го мира, хо­ро­шо помню, мира при­ро­ды.

2.  Жи­во­го мира (со­гла­со­ва­ние), хо­ро­шо помню (при­мы­ка­ние), мира при­ро­ды (управ­ле­ние).

Со­гла­со­ва­ние — вид связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово стоит в том же роде, числе и па­де­же, что и глав­ное.

Управ­ле­ние — вид связи, при ко­то­ром глав­ное слово тре­бу­ет от за­ви­си­мо­го упо­треб­ле­ния в опре­делённом па­де­же.

При­мы­ка­ние — вид связи, при ко­то­ром за­ви­си­мое слово при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му по смыс­лу.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 8 класс 2021 год. Ва­ри­ант 3
Кодификатор Решу ВПР: Сло­во­со­че­та­ние
1
Тип Д4 C4 № 2420
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д5 C5 № 2421
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 2-го аб­за­ца тек­ста.


3
Тип Д6 C6 № 2422
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся слово ве­ли­кой в сло­во­со­че­та­нии к ве­ли­кой тайне из пред­ло­же­ния 18. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д7 № 2423
i

В пред­ло­же­ни­ях 12−14 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «ма­не­ра про­из­но­ше­ния, от­ра­жа­ю­щая какие-ни­будь чув­ства го­во­ря­ще­го, тон». Вы­пи­ши­те это слово.


5
Тип Д3 № 2425
i

Из пред­ло­же­ния 19 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


6
Тип Д4 № 2426
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 15. За­пи­ши­те ответ.


7
Тип Д13 C13 № 2427
i

Среди пред­ло­же­ний 14−16 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д11 C11 № 2428
i

Среди пред­ло­же­ний 12−14 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


9
Тип Д12 C12 № 2429
i

Среди пред­ло­же­ний 22−24 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д5 № 2430
i

Среди пред­ло­же­ний 26−28 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.