Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д7 № 11
i

Текст 2

(1) Да­вай­те по­го­во­рим о жизни, о раз­ви­тии на­ше­го языка. (2)Когда чи­та­ешь био­гра­фии слов, окон­ча­тель­но утвер­жда­ешь­ся в мысли, что рус­ский язык, как и вся­кий здо­ро­вый и силь­ный ор­га­низм, все­гда на­хо­дит­ся в дви­же­нии, в ди­на­ми­ке не­пре­рыв­но­го роста. (3)Одни его слова от­ми­ра­ют, дру­гие рож­да­ют­ся, тре­тьи из об­ласт­ных и жар­гон­ных ста­но­вят­ся ли­те­ра­тур­ны­ми, четвёртые из ли­те­ра­тур­ных ухо­дят назад  — в про­сто­ре­чие, пятые про­из­но­сят­ся со­всем по-дру­го­му, чем про­из­но­си­лись лет сорок назад, ше­стые при упо­треб­ле­нии тре­бу­ют дру­гих па­де­жей, чем это было, ска­жем, при Жу­ков­ском и Пуш­ки­не.

(4)В языке всё дви­жет­ся, течёт, не­пре­рыв­но ме­ня­ет­ся. (5)Не­смот­ря на эту оче­вид­ную ди­на­ми­ку, толь­ко пу­ри­сты (сто­рон­ни­ки чрез­мер­ных тре­бо­ва­ний к со­хра­не­нию языка) все­гда утвер­жда­ют, что язык  — это нечто не­по­движ­ное,  — не бур­ный поток, а сто­я­чее озеро.

(6)Ко­неч­но, в жизни языка чрез­вы­чай­но силь­на охран­ная тен­ден­ция. (7)Эта важ­ная тен­ден­ция за­клю­ча­ет­ся в упор­ном и ре­ши­тель­ном со­про­тив­ле­нии нов­ше­ствам, в со­зда­нии все­воз­мож­ных пло­тин и ба­рье­ров, ко­то­рые силь­но пре­пят­ству­ют слиш­ком быст­ро­му и бес­по­ря­доч­но­му об­нов­ле­нию речи. (8)Без этих пло­тин и ба­рье­ров язык не вы­дер­жал бы на­по­ра бес­чис­лен­но­го мно­же­ства слов, рож­да­ю­щих­ся каж­дую ми­ну­ту. (9)Он весь рас­ша­тал­ся бы, утра­тил бы свой це­лост­ный, мо­но­лит­ный ха­рак­тер. (10)Без­услов­но, толь­ко этой бла­го­дат­ной осо­бен­но­стью на­ше­го язы­ко­во­го раз­ви­тия объ­яс­ня­ет­ся сле­ду­ю­щее: как бы ни ме­нял­ся язык, ка­ки­ми бы но­вы­ми ни об­рас­тал он сло­ва­ми, его об­ще­на­ци­о­наль­ные за­ко­ны и нормы в ос­но­ве своей оста­ют­ся устой­чи­вы, не­из­мен­ны.

(11) В каж­дую эпоху в ли­те­ра­тур­ном языке су­ще­ству­ют два про­ти­во­по­лож­ные стрем­ле­ния, рав­ные по силе, оди­на­ко­во есте­ствен­ные: одно  — к без­удерж­но­му об­нов­ле­нию речи, дру­гое  — к охра­не её ста­рых, ис­пы­тан­ных, из­дав­на уста­нов­лен­ных форм. (12)Оба стрем­ле­ния, про­яв­ля­ясь с оди­на­ко­вой силой, об­рек­ли бы наш язык на не­по­движ­ность. (13)Сила но­ва­то­ров всё же во вся­кое время не­мно­го пре­вы­ша­ет силу кон­сер­ва­то­ров  — это-то и обес­пе­чи­ва­ет языку его пра­виль­ный рост. (14)Всё дело в норме  — в гар­мо­нии.

 

(По К. И. Чу­ков­ско­му)

В пред­ло­же­ни­ях 12−14 най­ди­те слово с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем «со­гла­со­ван­ность, строй­ность в со­че­та­нии чего-ни­будь». Вы­пи­ши­те это слово.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Лек­си­че­ское зна­че­ние «со­гла­со­ван­ность, строй­ность в со­че­та­нии чего-ни­будь» имеет слово «гар­мо­ния» из 14 пред­ло­же­ния.

 

Ответ: гар­мо­нии|вгар­мо­нии|гар­мо­ния.

Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип Д5 № 1
i

Среди пред­ло­же­ний 4−6 най­ди­те пред­ло­же­ние, ко­то­рое со­от­вет­ству­ет дан­ной схеме:

Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


2
Тип Д4 C4 № 8
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


3

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те мик­ро­те­му 3-го аб­за­ца тек­ста.


4
Тип Д6 C6 № 10
i

Опре­де­ли­те, каким сред­ством язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ние био­гра­фия слова (био­гра­фии слов) из пред­ло­же­ния 2. За­пи­ши­те ответ.


5
Тип Д10 C10 № 12
i

Вы­пи­ши­те толь­ко под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния. Ука­жи­те в них вид под­чи­ни­тель­ной связи.

 

1)  утвер­жда­ешь­ся в мысли

2)  не­пре­рыв­но­го роста

3)  слова от­ми­ра­ют

4)  про­из­но­сят­ся по-дру­го­му


6
Тип Д3 № 13
i

Из пред­ло­же­ния 6 вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.


7
Тип Д4 № 14
i

Опре­де­ли­те тип од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния 1. За­пи­ши­те ответ.


8
Тип Д13 C13 № 15
i

Среди пред­ло­же­ний 8−10 най­ди­те пред­ло­же­ние с ввод­ным сло­вом, вы­пи­ши­те ввод­ное слово. Под­бе­ри­те к нему си­но­ним, за­пи­ши­те этот си­но­ним.


9
Тип Д11 C11 № 16
i

Среди пред­ло­же­ний 6−8 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.


10
Тип Д12 C12 № 17
i

Среди пред­ло­же­ний 11−13 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. Вы­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те усло­вия обособ­ле­ния.